Главная » Статьи » Разное » Интересное

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2204 1201 0698 2552
Или через QIWI-кошелёк https://qiwi.com/n/POMOGUPORTALU
Благодарю за вклад!
Живая легенда Якутии
Недалеко от города Якутска находится уникальный музей под открытом небом — традиционная якутская усадьба "Ытык Хайа". Ее создали Василий Николаевич и Валентина Иннокентьевна Атласовы. Этим людям удалось добиться невозможного — недалеко от современного города восстановить уголок древней, почти забытой даже местными жителями традиционной Якутии.
Не знаю как у вас, а у меня в детстве была одна достаточно странная мечта — я хотел жить в… Музее Востока (впрочем, позже выяснилось, что этого хотел не только я — герой одной из песен Петра Мамонова тоже жалел о том, что ему: "не разрешают поселится жить в музей"). Признаюсь, меня всегда не столь очаровывали даже изящные и красивые экспонаты, сколь сама атмосфера этого замечательного музея, в котором все было буквально пропитано спокойствием, умиротворением и утонченной красотой бытия. Однако чего нельзя, того нельзя — так и не пришлось мне там поселиться. Еще одна детская мечта осталась нереализованной.
И вот недавно я вдруг понял, что на самом деле жить в музее вполне возможно. Просто для этого его нужно самому построить. Эти мысли пришли мне в голову тогда, когда во время моей недавней поездки в Якутию я посетил уникальный этнографический музей под открытым небом "Ытык Хайа", который жителям этой республики также известен как "усадьба семьи Атласовых".
Этот музей находится недалеко от Якутска, на самой его окраине рядом с Вилюйским трактом. Усадьба раскинулась у подножия высоких сопок священной долины Туймаада, в местности, называемой Ытык Хайа, что на русский язык переводится как Священная гора. В нее входят несколько строений, которые обязательно имелись в усадьбе зажиточных якутов XVIII-XIX веков, а также двор, с коновязью и различными ритуальными сооружениями.
"Ытык Хайа" является "родным детищем" Василия Николаевича и Валентины Иннокентьевны Атласовых, причем в прямом смысле этого слова. Именно Василий Николаевич с помощью своих родственников построил данную усадьбу. Причем во время строительства использовал в основном традиционные технологии. Например, снаружи здания он покрывал "хатырыком", то есть неошкуренной древесиной. Именно так покрывали фасад своих балаганов якуты еще в начале прошлого столетия.
Василий Николаевич рассказывал, что многие его соотечественники говорили, что это очень опасно — в "хатырыке" могут появиться личинки насекомых, которые могут испортить древесину, начав грызть ее ее изнутри. Однако прошло уже много лет, а ничего подобного не случилось. Выходит в данном случае использование традиционных технологий оказалось более правильным методом.
Мы приехали в "Ытык Хайа" под вечер, когда заходящее солнце заставило вспыхнуть ярким огнем стоящие вокруг лиственницы, хвоя которых уже пожелтела. Хозяева встретили нас на пороге. Валентина Иннокентьевна, одетая в национальный якутский костюм, начала своеобразную экскурсию. Сначала она рассказала о самой усадьбе, объяснила функциональный и религиозный смысл всех сооружений, находящихся во дворе, а потом пригласила зайти в дом.
После весьма прохладной улицы внутри балагана показалось очень жарко, хотя и не душно. Валентина Иннокентьевна знакомила нас с предметами быта, выставленными в доме. Я, надобно сказать, был весьма удивлен, узнав, что все они — подлинные, среди них нет никакого "новодела", их передавали в семьях хозяев из поколения в поколение. В рассказ о материальной культуре плавно вклинивалась информация об обычаях, религиозных обрядах, причем о последних хозяйка не только упоминала, а тут же демонстрировала.
В некоторых из них она даже приглашала и нас принять участие — что, честно говоря, я и мои коллеги сделали с истинным удовольствием. Казалось, мы попали в далекие-далекие времена, когда герои олонхо — якутского эпоса — еще бродили по этой суровой, но прекрасной земле.
После появился и Василий Николаевич, тоже в национальном костюме, но не якутском, а эвенкском, поскольку сам он — эвенк. Он рассказывал о том, как создавалась "Ытык Хайа" (выяснилось, что эта усадьба — далеко не первый этнокультурный проект Атласовых, до нее была другая усадьба, "Сата Таас", которая функционирует и ныне, однако Атласовы там не живут постоянно). Также упомянул и о разрабатываемых проектах — например, о планах постройки "Храма Экологии". Этот храм, считает Атласов, просто необходим современным людям, поскольку сейчас одно из самых важных дел — это охрана окружающей среды.
Глядя на семью Атласовых, я понял, что они как раз занимаются тем, что я мечтал сделать в детстве — они именно живут (а не ходят на службу) в настоящем музее, который сами и создали. И посетителям "Ытык Хайа" они демонстрируют обычаи, традиции и культуру народов Якутии на примере собственной жизни, которая неразрывно с ними связана. Они, в отличие от традиционных экскурсоводов из большинства музеев, не отделяют себя от народов, про жизнь которых рассказывают. Их экскурсия — это не пересказ абстрактных "академических" исследований, она основана на личном повседневном опыте, который, как выяснилось, мало чем отличается от повседневного опыта их предков.
И в то же время Атласовых нельзя назвать "реконструкторами". Дело в том, что для большинства "реконструкторов" погружение в материальную и духовную культуру древних народов — это всего лишь хобби, даже, скорее, игра. Как "толкиенистам" нравится раз в месяц изображать эльфов, гномов и орков, так и реконструкторы время от времени играют в викингов, славян и кельтов. Когда игра заканчивается, они вновь становятся вполне себе современными менеджерами, программистами или преподавателями.
А для Атласовых такое "раздвоение" не характерно — наверное, потому, что они просто не считают, что в современном мире нужно жить как-то по-другому, не так, как жили их предки. Поэтому они, подобно большинству "реконструкторов", не сбегают в "древние времена", устав от современного мира. Нет, они просто живут так, как жили предки, и не считают, что подобный образ жизни невозможен в наши времена.
Атласовы рассказали нам, что в усадьбе также время от времени проводятся национальные праздничные обряды, спортивные соревнования по национальным видам спорта и конкурсы ледовых скульптур. Если туристы предупредят о визите заранее (чего мы, увы, сделать не смогли), то гостям также предлагаются блюда якутской кухни, они могут послушать игру на хомусе и песни тойук в исполнении хозяев. То есть получить полное представление о материальной и духовной традиционной культуре якутов.
Некоторые местные жители считают, что жизнь семьи Атласовых представляет собой некий рукотворный миф, созданный однако, в полном соответствии с реальной традицией. Может быть, это и так — но тогда следует признать, что в данном случае этот миф приносит и весьма ощутимую практическую пользу. Давно известно, что в большинстве случаев туристов привлекают не экзотические страны и регионы сами по себе, а мифы, сложенные об этих местах и распространяемые средствами массовой информации.
А что касается Атласовых, то в их ситуации миф о Якутии, который они демонстрируют на примере своей собственной жизни становится еще и осязаемым — его в прямом смысле этого слова можно "потрогать руками". Получается, что если люди живут так, как жили их предки, причем в строгом соответствии с традициями, то это привлекает туристов еще сильнее, чем любой этнографический музей, где любой посетитель в лучшем случае увидит лишь тень национального мифа. И хозяевам этот интерес приносит не только радость от общения, но и вполне осязаемую материальную прибыль.
Кстати, о прибыли. Хотя время от времени государственные службы Якутии оказывают Атласовым материальную поддержку, но все-таки, по словам Василия Николаевича, в основном доход приносят именно туристы. Однако пока все средства уходят на то, чтобы поддерживать усадьбу в нормальном состоянии, а также на воплощение новых проектов. Впрочем, Атласовы не жалуются — по их словам, зачем еще нужны деньги, как не для реализации давней мечты? А она у них весьма конкретная — показать всем желающим настоящую, традиционную Якутию — такую, какой она была в те далекие времена, когда герои из олонхо еще ходили по этой земле…
Категория: Интересное | Добавил: shamardanov (21.10.2011)
Просмотров: 1656 | Теги: Якутия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar