Главная » Статьи » Разное » Интересное |
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2204 1201 0698 2552
Или через QIWI-кошелёк https://qiwi.com/n/POMOGUPORTALU
Благодарю за вклад!
Живая легенда Якутии
Недалеко от города Якутска находится уникальный музей под открытом небом — традиционная якутская усадьба "Ытык Хайа". Ее создали Василий Николаевич и Валентина Иннокентьевна Атласовы. Этим людям удалось добиться невозможного — недалеко от современного города восстановить уголок древней, почти забытой даже местными жителями традиционной Якутии.
Не знаю как у вас, а у меня в детстве была одна достаточно странная мечта — я хотел жить в… Музее Востока (впрочем, позже выяснилось, что этого хотел не только я — герой одной из песен Петра Мамонова тоже жалел о том, что ему: "не разрешают поселится жить в музей"). Признаюсь, меня всегда не столь очаровывали даже изящные и красивые экспонаты, сколь сама атмосфера этого замечательного музея, в котором все было буквально пропитано спокойствием, умиротворением и утонченной красотой бытия. Однако чего нельзя, того нельзя — так и не пришлось мне там поселиться. Еще одна детская мечта осталась нереализованной. И вот недавно я вдруг понял, что на самом деле жить в музее вполне возможно. Просто для этого его нужно самому построить. Эти мысли пришли мне в голову тогда, когда во время моей недавней поездки в Якутию я посетил уникальный этнографический музей под открытым небом "Ытык Хайа", который жителям этой республики также известен как "усадьба семьи Атласовых". Этот музей находится недалеко от Якутска, на самой его окраине рядом с Вилюйским трактом. Усадьба раскинулась у подножия высоких сопок священной долины Туймаада, в местности, называемой Ытык Хайа, что на русский язык переводится как Священная гора. В нее входят несколько строений, которые обязательно имелись в усадьбе зажиточных якутов XVIII-XIX веков, а также двор, с коновязью и различными ритуальными сооружениями. "Ытык Хайа" является "родным детищем" Василия Николаевича и Валентины Иннокентьевны Атласовых, причем в прямом смысле этого слова. Именно Василий Николаевич с помощью своих родственников построил данную усадьбу. Причем во время строительства использовал в основном традиционные технологии. Например, снаружи здания он покрывал "хатырыком", то есть неошкуренной древесиной. Именно так покрывали фасад своих балаганов якуты еще в начале прошлого столетия. Василий Николаевич рассказывал, что многие его соотечественники говорили, что это очень опасно — в "хатырыке" могут появиться личинки насекомых, которые могут испортить древесину, начав грызть ее ее изнутри. Однако прошло уже много лет, а ничего подобного не случилось. Выходит в данном случае использование традиционных технологий оказалось более правильным методом. Мы приехали в "Ытык Хайа" под вечер, когда заходящее солнце заставило вспыхнуть ярким огнем стоящие вокруг лиственницы, хвоя которых уже пожелтела. Хозяева встретили нас на пороге. Валентина Иннокентьевна, одетая в национальный якутский костюм, начала своеобразную экскурсию. Сначала она рассказала о самой усадьбе, объяснила функциональный и религиозный смысл всех сооружений, находящихся во дворе, а потом пригласила зайти в дом. После весьма прохладной улицы внутри балагана показалось очень жарко, хотя и не душно. Валентина Иннокентьевна знакомила нас с предметами быта, выставленными в доме. Я, надобно сказать, был весьма удивлен, узнав, что все они — подлинные, среди них нет никакого "новодела", их передавали в семьях хозяев из поколения в поколение. В рассказ о материальной культуре плавно вклинивалась информация об обычаях, религиозных обрядах, причем о последних хозяйка не только упоминала, а тут же демонстрировала. В некоторых из них она даже приглашала и нас принять участие — что, честно говоря, я и мои коллеги сделали с истинным удовольствием. Казалось, мы попали в далекие-далекие времена, когда герои олонхо — якутского эпоса — еще бродили по этой суровой, но прекрасной земле. После появился и Василий Николаевич, тоже в национальном костюме, но не якутском, а эвенкском, поскольку сам он — эвенк. Он рассказывал о том, как создавалась "Ытык Хайа" (выяснилось, что эта усадьба — далеко не первый этнокультурный проект Атласовых, до нее была другая усадьба, "Сата Таас", которая функционирует и ныне, однако Атласовы там не живут постоянно). Также упомянул и о разрабатываемых проектах — например, о планах постройки "Храма Экологии". Этот храм, считает Атласов, просто необходим современным людям, поскольку сейчас одно из самых важных дел — это охрана окружающей среды. Глядя на семью Атласовых, я понял, что они как раз занимаются тем, что я мечтал сделать в детстве — они именно живут (а не ходят на службу) в настоящем музее, который сами и создали. И посетителям "Ытык Хайа" они демонстрируют обычаи, традиции и культуру народов Якутии на примере собственной жизни, которая неразрывно с ними связана. Они, в отличие от традиционных экскурсоводов из большинства музеев, не отделяют себя от народов, про жизнь которых рассказывают. Их экскурсия — это не пересказ абстрактных "академических" исследований, она основана на личном повседневном опыте, который, как выяснилось, мало чем отличается от повседневного опыта их предков. И в то же время Атласовых нельзя назвать "реконструкторами". Дело в том, что для большинства "реконструкторов" погружение в материальную и духовную культуру древних народов — это всего лишь хобби, даже, скорее, игра. Как "толкиенистам" нравится раз в месяц изображать эльфов, гномов и орков, так и реконструкторы время от времени играют в викингов, славян и кельтов. Когда игра заканчивается, они вновь становятся вполне себе современными менеджерами, программистами или преподавателями. А для Атласовых такое "раздвоение" не характерно — наверное, потому, что они просто не считают, что в современном мире нужно жить как-то по-другому, не так, как жили их предки. Поэтому они, подобно большинству "реконструкторов", не сбегают в "древние времена", устав от современного мира. Нет, они просто живут так, как жили предки, и не считают, что подобный образ жизни невозможен в наши времена. Атласовы рассказали нам, что в усадьбе также время от времени проводятся национальные праздничные обряды, спортивные соревнования по национальным видам спорта и конкурсы ледовых скульптур. Если туристы предупредят о визите заранее (чего мы, увы, сделать не смогли), то гостям также предлагаются блюда якутской кухни, они могут послушать игру на хомусе и песни тойук в исполнении хозяев. То есть получить полное представление о материальной и духовной традиционной культуре якутов. Некоторые местные жители считают, что жизнь семьи Атласовых представляет собой некий рукотворный миф, созданный однако, в полном соответствии с реальной традицией. Может быть, это и так — но тогда следует признать, что в данном случае этот миф приносит и весьма ощутимую практическую пользу. Давно известно, что в большинстве случаев туристов привлекают не экзотические страны и регионы сами по себе, а мифы, сложенные об этих местах и распространяемые средствами массовой информации. А что касается Атласовых, то в их ситуации миф о Якутии, который они демонстрируют на примере своей собственной жизни становится еще и осязаемым — его в прямом смысле этого слова можно "потрогать руками". Получается, что если люди живут так, как жили их предки, причем в строгом соответствии с традициями, то это привлекает туристов еще сильнее, чем любой этнографический музей, где любой посетитель в лучшем случае увидит лишь тень национального мифа. И хозяевам этот интерес приносит не только радость от общения, но и вполне осязаемую материальную прибыль. Кстати, о прибыли. Хотя время от времени государственные службы Якутии оказывают Атласовым материальную поддержку, но все-таки, по словам Василия Николаевича, в основном доход приносят именно туристы. Однако пока все средства уходят на то, чтобы поддерживать усадьбу в нормальном состоянии, а также на воплощение новых проектов. Впрочем, Атласовы не жалуются — по их словам, зачем еще нужны деньги, как не для реализации давней мечты? А она у них весьма конкретная — показать всем желающим настоящую, традиционную Якутию — такую, какой она была в те далекие времена, когда герои из олонхо еще ходили по этой земле… | |
Просмотров: 1656 | | |
Всего комментариев: 0 | |