Главная » Статьи » Религиоведение » Христианство

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2204 1201 0698 2552
Или через QIWI-кошелёк https://qiwi.com/n/POMOGUPORTALU
Благодарю за вклад!
Легенды и мифы святой инквизиции
780 лет назад первые инквизиторы появились на земле королевства Арагон, дав начало знаменитой испанской инквизиции — мрачной и зловещей странице католической истории. Об этом знает каждый школьник. Но "так ли страшен черт, как его малюют"? Всегда ли можно верить школьному курсу истории и популярным брошюрам, живописующим ужасы "святого трибунала"?
Человека, пожелавшего несколько глубже ознакомиться с реальной инквизицией, а не пропагандистскими мифами о ней, ждет масса интересных открытий. Первое и, наверное, самое неожиданное из них — это процент обвинительных приговоров, выносившихся инквизицией. Вот тут и открывается, что в истории человечества "святой трибунал" практически не имеет прецедентов по количеству… оправдательных приговоров!
Историки не располагают исчерпывающей общей статистикой, поскольку в разных государствах была своя инквизиция, но на основании имеющихся данных вырисовывается усредненная цифра: около 80 процентов оправдательных приговоров! Такого, действительно, не позволял себе ни один суд в мире. Для примера — современные российские суды выносят менее одного (sic!) процента оправдательных приговоров. Правда, справедливости ради, надо отметить, что на костер российские суды пока тоже никого не отправляют.
Однако, вопреки сложившемуся представлению, далеко не каждый приговор инквизиции завершался костром. Смертной казни подвергалось в среднем менее двух процентов лиц, представших перед судом инквизиции.
Сейчас очень популярны разнообразные выставки, на которых представлены орудия пыток, с помощью которых инквизиторы выбивали признания из своих несчастных жертв. Пропаганда — великая вещь. Почему-то люди упускают два немаловажных факта. Во-первых, пытки были неотъемлемой частью процесса дознания, который применялся в то время. Да и почти во все времена и по всему миру, вплоть до самого недавнего. То есть ничего специфически "инквизиторского", и тем паче "католического", в пытках не было. Можно сказать, что пытки — позор человеческой цивилизации, а отнюдь не только борцов с еретиками. А во-вторых, из всех людей, оказавшихся "в застенках инквизиции", только около двух процентов подверглось пыткам. Кроме того, пытка не могла длиться больше 15 минут, хотя на практике это правило нередко нарушалось.
Для своего времени (а если вспомнить современные российские реалии, то и не только для своего) инквизиция была очень гуманным судом. Обвиняемому предоставлялся адвокат, при допросах присутствовал врач, анонимные доносы не рассматривались, а что касается ложных доносов, то, согласно "Указаниям" великого инквизитора Торквемады, "инквизиция должна сурово и публично наказывать всех лжесвидетелей".
Очень важным штрихом в деятельности инквизиции, выгодно отличавшем ее от светских судов того времени, был акцент на выяснение мотива, а не на доказательство вины. Для светского суда было важно, нарушил обвиняемый закон или нет; для суда инквизиции — почему человек совершил то или иное действие, например, колдовство: сознательно служа злу, или просто по глупости? Для выяснения мотива пытка не годилась — ведь человек готов сознаться в чем угодно, лишь бы прекратились страдания, и инквизиторы это понимали. Отцы-дознаватели старались "разговорить" обвиняемого, чтобы понять его мотивы, и уже в зависимости от этого назначить то или иное наказание или же вообще отпустить.
Любопытная деталь: зачастую в Испании задержанные за вполне светские правонарушения начинали громко богохульствовать, провоцируя тем самым перевод в "застенки инквизиции". Это как-то плохо вяжется с распространенным представлением о массовом народном страхе перед этой организацией.
Другим моментом, способным здорово обескуражить современного человека, является тот факт, что инквизиция спасла гораздо больше людей, чем погубила. Нет, речь идет не о "спасении души" — об этом судить, конечно, никому не дано. Речь идет о вполне земном спасении — от расправы перепуганной толпы. Человек, к сожалению, слаб, а когда много слабых людей начинает кого-то бояться — то расправа неотвратима.
Церковь очень долго своим веским словом сдерживала страх людей перед магией, колдовством, порчей, сглазом и т. п. Человек твердо знал: благодать Церкви, ее Таинства, молитвенное заступничество святых гораздо сильнее любых колдунов. Но к XV веку ситуация стала меняться, поскольку повсеместно в Европе поднимали голову разного рода оккультные общества, магия стала входить в моду в среде знати, а в народных массах начал расти страх перед ведьмами, которые сами не очень-то скрывались. В этих условиях жертвами толпы могли стать любые необычные, не похожие на других люди, огульно обвиненные в ворожбе. К сожалению, история знает массу примеров, когда именно так и происходило.
Но в Испании, и во многих других странах Европы, доверие к инквизиции было очень велико. Именно это доверие не давало совершиться самосуду, именно в отцах-инквизиторах люди видели гарант своей безопасности от разномастных колдунов и ведьм. Произволу толпы инквизиция противопоставила четкую систему дознания.
Аналогично дела обстояли и с еврейскими погромами. С 1451 года Папа Николай V передал следствие по подобным делам в компетенцию инквизиции, причем речь шла не только о наказании виновных в погромах, но и о предотвращении подобных эксцессов. Доверие народа к испанской инквизиции не было слепым. Перед "святым трибуналом" представали даже католические епископы, которым потом приходилось спасаться у Папы Римского! Даже близкий родственник короля Фердинанда оказался в застенках инквизиции. Народ видел это и понимал, что в кои-то веки на земле появился суд, для которого мало значат деньги, происхождение и даже близость к королю и Папе.
Как справедливо заметил Г. К. Честертон, в наше время люди не сжигают ведьм не потому, что стали гуманнее, а потому, что перестали в них верить. Надо понимать, что отнюдь не инквизиторы внушали простым крестьянам и обывателям мысль о могуществе колдуний. Знаменитая книга "Молот ведьм", написанная двумя немецкими доминиканцами, получила крайне отрицательную оценку Церкви и никогда не являлась "настольной книгой инквизитора". Оставляя за скобками вопрос о реальности разного рода потусторонних сил, к помощи которых обращались ворожеи, следует вспомнить, что во все времена во всех человеческих культурах в магии, гадании, порче и т. п. вещах люди видели очень серьезную опасность, а уличенных в подобном ждала расправа. Испания времен Ренессанса не была исключением — в реальную возможность общения с темными силами верили практически все: и служители Церкви, и обычные люди, и сами колдуны, и даже представители науки.
Кстати, что касается ученых, то и здесь миф об инквизиции сильно преувеличен. Инквизиция не сжигала людей науки (знаменитый Джордано Бруно ученым отнюдь не был, а не менее знаменитых Галилео Галилея и Коперника никто не сжигал). Как справедливо замечают многие исследователи, наука и инквизиция делали одно дело: боролись с магическим сознанием, с магической картиной мира. "Наука была важна для инквизиторов, — пишет профессор Андрей Кураев, — как средство зачистки мозгов от магических представлений, потому что механическая картина мира (та первая картина мира, которую создали европейские ученые-естествоиспытатели) помогала объяснить мир без апелляции к духам, без русалок, без триад, а объяснить на языке физики и математики…
Есть единый Бог, и поэтому не надо искать всюду духов. Есть Бог и созданный Им закон — это и был пафос европейской науки. Вот поэтому они оказались стратегическими союзниками: инквизиция и наука".
Вся история с инквизицией отлично иллюстрирует, насколько живучи разного рода мифы, особенно страшные мифы. Конечно, с точки зрения той веры, которую инквизиторы взялись защищать, их деятельность неизбежно вызывает осуждение. Но оправдано такое осуждение единственно с точки зрения этой веры, то есть христианства. Ведь христианство провозглашает полное неприятие любого компромисса со злом, а убийство человека — зло, как ни крути. Но вот с точки зрения так называемых "общечеловеческих ценностей", действия инквизиторов едва ли заслуживают большого осуждения, чем действия солдат, с оружием в руках защищавших свою страну.
Сергей Нестеров
Категория: Христианство | Добавил: shamardanov (13.06.2012)
Просмотров: 2617 | Теги: Христианство, инквизиция, святая инквизиция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar