Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2204 1201 2031 1523
Благодарим за вклад!
Команда блога.
12:59 Нонна Викторовна Мордюкова | |
Нонна (Ноябрина) Викторовна Мордюкова родилась в ст. Константиновка Донецкой о бласти 25 ноября 1925 года, откуда впоследствии семья переезжает в Краснодарский край. В их семье было шестеро детей и старшая Нонна очень рано стала помогать матери вести домашние дела. Она часто вспоминала и тяжелую работу в поле и неподъемные ведра с водой и массу забот с младшими братьями и сестрами. Ее отец был военным, а мать работала председателем колхоза, она замечательно пела народные песни и романсы. Нонна уже в 12 лет стала мечтать о кинематографе. После просмотра кинофильма «Богдан Хмельницкий» она написала письмо исполнителю главной роли Николаю Мордвинову и тот посоветовал девочке поступать во ВГИК. В войну семья Мордюковых пережила оккупацию. Нонне приходилось скрываться, чтобы не отправили на работу в Германию. Школу она заканчивает в победном 45-м и уезжает с нехитрыми пожитками в деревянном чемоданчике из Ейска в Москву имея на руках лишь 16 рублей. Добиралась до столицы долгих четыре дня, ехала в товарном вагоне. Во ВГИК он пришла в галошах, надетых толстые носки. Естественно, что она выделялась в толпе уверенной в себе и хорошо одетой городской молодежи. Более того, на вступительных экзаменах она не читает басни и стихи, а развлекает комиссию рассказами о деревенской жизни и… ее зачисляют в престижный столичный ВУЗ. Жила студентка Мордюкова, как и все иногородние, в общежитии, расположенном у станции метро Лосиноостровская. Училась она с огромным желанием на «отлично». В 1947 году со второго курса ее пригласили сниматься в фильме С. Герасимова «Молодая гвардия» на роль Ульяны Громовой. В этой картине снимались также Сергей Бондарчук, Сергей Гурзо, Инна Макарова и Вячеслав Тихонов. В этом фильме начинающая актриса недостаток профессионализма и некоторую скованность с лихвой восполнила искренностью и эмоциональностью. Многие участники картины, в том числе и Мордюкова, стали лауреатами и получили Сталинские премии I степени. Вскоре она выходит замуж за Вячеслава Тихонова и в 1948 году у них появляется сын. Жить им негде и после окончания ВГИКа они скитаются по друзьям, пока Мордюковой не выделили крохотную комнатушку в коммунальной квартире. Первое время она сидит с ребенком, затем ее принимают в театр-студию киноактера. В фильмы, которых снималось довольно мало, ее не приглашают, а уж о большой роли оставалось только мечтать. Так продолжалось почти пять лет, пока В. Пудовкин не пригласил ее на эпизодическую роль Насти Огородниковой в картине «Возвращение Василия Бортникова». В нем Нонна Викторовна была настолько убедительна и правдива, что режиссер намеревался отдать ей главную роль. После этих съемок ее стали приглашать на главные роли. Настоящей удачей стало исполнение Мордюковой роли Стеши Ряшкиной в фильме «Чужая родня» М. Швейцера (1955), где ей удалось с потрясающей силой и достоверностью передать деревенские повадки и интонации героини, мучительность выбора нового пути и перерождения. В 60-е годы Нонна Мордюкова, исполнительница главных и запоминающихся эпизодических ролей о женщинах из народа, с трудной судьбой, испытавших горечь безнадежной судьбы, но сохранивших душевную теплоту и достоинство, превращается в актрису-символ. Этому немало способствовали выразительность южно-русских черт лица и сильный грудной голос. В этот период проявилось не только драматический, но и комедийный талант, который ярко проявился в «Женитьбе Бальзаминова», «Тридцать три» Г. Данелия и «Бриллиантовой руке» Л. Гайдая. Роли Мордюковой уже тогда привлекали точностью обрисовки социального типа: купчихи, чиновницы, назойливой общественницы. Интересным продолжением этого ряда сталаженщина-комиссар из фильма «Комиссар», в котором актриса сумела показать как революционерка, в годы лишений и жестокостей Гражданской войны начисто утратившая свою женскую сущность вновь обретает ее в материнстве. В этой роли она мастерски продемонстрировала парадоксальное и недюжинное сочетание силы и женственности. В 70-80е годы Нонна Викторовна снимается в кинокартине Н. Москаленко «Русское поле» с Леонидом Марковым, там же снимался и ее сын Владимир. Большой успех фильма во многом обязан исполнительнице главной роли и стал настоящим образцом народного кино. К этой же категории с полным правом можно отнести фильм «Возврата нет». После этих ролей за актрисой негласно закрепили право говорить от имени русских женщин об их нелегкой доле, силе и достоинстве. Это в очередной раз подтвердилось в небольшой эпизоотической роли солдатки Натальи в фильме С. Бондарчука «Они Сражались за Родину», которую она с блеском исполнила с В. М. Шукшиным. В конце 70-х происходит решительный поворот в творческой биографии Н. В. Мордюковой. Режиссер В. Мережко предлагает ей неожиданный драматургический материал в фильме «Трясина», где она круто меняет амплуа, играя роль матери, чья тираническая любовь толкает сына на дезертирство, а затем приводит к гибели. Продолжение тема конфликта с современностью получила в фильме Н. Михалкова «Родня». Мордюкова была неузнаваема в роли неврастенической, горластой и неуклюжей деревенской тетки, которая оторвавшись от своих корней пытается обрести опору в бездушном городском мире. На съемках «Родни» произошла конфликтная ситуация с маститым режиссером, который провоцируя актрису на более откровенную игру получил пощечину. После «Родни» Нонну Викторовну приглашают лишь на случайные и эпизодические роли, так как реального сценарного материала для нее просто не было. В постсоветской России она вынуждена была уйти из театра, почти не снималась, но много встречалась со зрителями и писала книгу «Не плачь, казачка». Ее часто приглашали председательствовать на различных фестивалях, где ее присутствие служило олицетворением «связи времен». Диссонанс с современным кино стал особенно очевидным в фильме «Мама», поставленном «на Мордюкову», но не позволивший развернуться ее талантливой незаурядности. Личная жизнь актрисы складывалась как и у ее героинь далеко не просто. Ее брак с Вячеславом тихоновым продлился 13 лет, и по свидетельству Нонны Викторовны она часто сожалела о поспешном замужестве. Развестись с мужем ей не давала мать, и после ее похорон они развелись уже на следующий день. К знаменитой актрисе постоянно липли ухажеры, многие из которых были не прочь пожить за ее счет. К таким относился Борис Андроникашвили, который нигде не работая умудрялся растратить на застолье все заработанные Мордюковой деньги. Со следующим гражданским мужем ее отношения продлились лишь полгода. Во время съемок картины «Простая история» она заинтересовала Василия Шукшина. Он не сводил с нее глаз и однажды даже сказал: «Я уже сказал своей невесте, что… люблю тебя! Теперь слово за тобой». Однако именно в это время на съемки приехал муж В. Тихонов и привез с собой сына. Выбор пал на сохранение семьи. Шукшин вскоре женился, вскоре развелся и вновь женился на Лидии Федосеевой. Нонна Викторовна часто сетовала, что тогда ей не хватило решительности, ведь все могло сложиться по другому. Отношения с мужьми не складывались, впрочем злые языки утверждали, что донская казачка Мордюкова без стеснения могла и поколотить незадачливого мужчина, если ей казалось, что он совершает неблаговидный поступок. Своего сына она с детства оберегала от дурного влияния, он вырос, стал артистом, но «подсел на иглу». Мать долго не могла понять, что же происходит, а когда узнала обо всем было слишком поздно. Владимир умер в 1990 году от сердечной недостаточности. Личная судьба актриса тесно переплеталась с не менее известными деятелями искусства. В разные годы членами ее семьи были: народный артист СССР Вячеслав Тихонов, который широко известен как исполнитель роли Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны», — первый муж и отец ее сына Владимира; актёр, писатель и сценарист Борис Андроникашвили (гражданский брак), был моложи актрисы на 9 лет. Ради этого человека Нонна ушла от своего первого мужа, а Борис — от первой жены Л. Гурченко. народный артист СССР профессор Играф Иошка (гражданский брак) — основатель и солист цыганского трио «Ромен», который был моложе ее на 15 лет ; народный артист РСФСР, актёр театра и кино Владимир Сошальский ее второй муж; заслуженная артистка РСФСР Наталья Варлей — исполнительница главной роли в «Кавказской пленнице» — (первая жена сына), их брак распался вскоре после рождения ребенка (Василия); артистка балета на льду Наталья Тихонова (Егорова) — вторая невестка, родившая внука Владимира. За свою жизнь Нонна Викторовна Мордюкова снялась в 60 фильмах, многие из которых были настоящим событием своего времени. Ее заслуги отмечены званием народной артистки СССР, орденами «Знак Почета» , «Дружбы народов», «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, государственными премиями: Сталинской (1949), имени братьев Васильевых (1973), Президента России (2001). Актриса неоднократно завоевывала международные призы и премии, начиная от звания лучшей актрисы года (1972) по опросу журнала «Советский экран», а в 1992 году в Великобритании по версии Редакционного Совета энциклопедии «Who is who» была включена в десятку выдающихся актрис XX века. В г. Ейск ей присвоено звание Почетного гражданина. Ее последними работами стали съемки в фильме «Мама» (1999) и ультракороткие роли в социальной рекламе. До последних дней своей жизни она ждала приглашений от режиссеров, придумывала себе роли и мечтала о новых фильмах, однако сбыться этим мечтам было не суждено. Нонна Викторовна Мордюкова умерла 6 июля 2008 г. Выдающуюся актрису похоронили на на Кунцевском кладбище рядом с сыном. А нам на память остались любимые фильмы с ее участием, три написанные ею книги, и… ночами светит «звезда» — небесное тело диаметром 39 км, названное «Нонна Мордюкова». Источник: Выдающиеся актрисы | |
|
Всего комментариев: 0 | |