Главная » Статьи » Литература, литературоведение » Критика, публицистика, история литературы |
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2204 1201 0698 2552
Или через QIWI-кошелёк https://qiwi.com/n/POMOGUPORTALU
Благодарю за вклад!
Александр Фадеев - 1. Историческое значение Белинского
Виссарион Григорьевич Белинский родился в 1811 году и умер в 1848 году. Его сознательная жизнь протекала в период самой глухой и зверской реакции, после разгрома восстания декабристов в 1825 году Николаем I. Это была Россия неграмотная, отсталая, придавленная крепостником-помещиком. Но это была Россия после победоносной Отечественной войны 1812 года, Россия, в которой, при кажущейся неподвижности, многое уже сдвинулось с места. Крепостной крестьянин был уже не прежний. «Что выдвинуло в 40-х годах на сцену мужика, что сделало из него в 50-х первое лицо в литературе? Историки объясняют этот факт влиянием западного социализма и главным образом — влиянием романов Жорж Санд... — не без иронии писал Горький в своей «Истории русской литературы». — Но — это едва ли верно, а если верно, то лишь отчасти... интерес и внимание к нему вызвал он сам, и вызвал грубейшим образом, именно путем бунтов и волнений. Он занимался этим Делом чрезвычайно усердно и все с большей энергией»1. Горький приводит статистику все возрастающего числа крестьянских бунтов, начиная с 1826 года, и, остановившись на цифре 172-го бунта между 1845 и 1849 годами, справедливо заключает: «Если в течение 1460 дней мужик бунтует 172 раза, то выходит, что он бунтует каждые 9 дней по одному разу обязательно — тут уж поневоле обратишь на него внимание и без участия... Жорж Санд и прочих посторонних толчков!» Победоносная Отечественная война 1812 года, разгромившая Наполеона и освободившая порабощенные им страны, подняла национальное самосознание и гордость русского народа, и это отразилось в деятельности наиболее передовых, образованных людей. Декабризм был разгромлен, но появились Герцен, Белинский. Время это было временем бурного становления великой русской литературы. На сознание передовых русских людей не могли не оказывать влияния и национально-освободительное восстание поляков 1830 года, подавленное царем, и буржуазная революция во Франции в том же году, и все те процессы, которые вызвали революцию 1848 года в Западной Европе. Передовые люди России не могли не видеть вопиющего противоречия между величием русской нации, победившей Наполеона, ее духовной культурой, творимой буквально на глазах, и крепостническим укладом всей жизни, технической отсталостью, гнусной, реакционной ролью, которую играл царизм внутри и вне страны. Этим противоречием в жизни России объясняется, что в воззрениях передовых людей, и прежде всего Белинского, глубокое чувство патриотической гордости так неразрывно связано с желанием изменить положение дел в России. Белинский был самым передовым и наиболее сознательным представителем этого периода развития России, выросшим из ее наиболее глубинной, народной почвы. Ленин определил Белинского как предшественника полного вытеснения дворян разночинцами в русском освободительном движении. Взгляды Белинского отразили настроения крепостных крестьян, интересы самых широких масс населения России в борьбе за элементарнейшие права парода, против крепостного гнета. Белинский был первым в том революционно-демократическом движении, которое особенно развернулось после его смерти, во второй половине пятидесятых и в шестидесятых годах прошлого века. Характерной особенностью этого движения было то, что в нем социализм и демократизм сливались в одно целое. Социализм был утопический, ибо на основе крестьянского движения без руководящей роли рабочего класса никакого социализма завоевать нельзя. Но это был утопический социализм не по западноевропейскому, а по русскому образцу, подкрепленный программой крестьянской революции с уничтожением самодержавия, ликвидацией помещичьего землевладения, разделом земли между крестьянами, то есть программой расчистки снизу путей для буржуазно-демократического строя в России. Белинский был первым в этом движении. Он подошел к этой программе, не успев ее развить. Позже, своим путем, ее начал разрабатывать Герцен. Но наиболее полно и последовательно развил ее Чернышевский на почве движения крестьян за землю после царской реформы 1861 года. Эта программа, несмотря па свои утопические стороны, была самой революционной и самой научно обоснованной программой буржуазно-демократической революции из всех домарксистских программ. В теоретическом отношении это означало, что революционные демократы поднялись на самую высокую вершину, на какую только можно было подняться до появления теории исторического материализма Маркса и Энгельса. Белинский, как первый из них, шел путем мучительных поисков, блужданий, ошибок. Но он проделал такую гигантскую работу по сопоставлению развития России с другими странами Европы, по теоретическому пересмотру всего русского и западноевропейского наследства в области философии, истории, литературы и применения этого опыта к русским особенностям, что многие стороны его труда имеют действенное значение и до сих пор. Это и дало право Ленину назвать Герцена, Белинского и Чернышевского предшественниками русской социал-демократии и назвать их так именно в связи с задачей борьбы нашей партии за передовую, подлинно революционную марксистскую теорию. К этой мысли о великой роли предшественников партии большевиков Ленин возвращался не раз. «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, — писал он, — Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы»2. И Ленин включал деятельность предшественников нашей партии в гранитную теоретическую базу, на которой вырос большевизм. Это не значит, конечно, что взгляды революционных демократов можно смешивать с взглядами большевиков или настолько сближать эти взгляды, как это иногда делают, что теряется принципиальная разница между учением Маркса — Энгельса — Ленина об обществе, историческим материализмом, и взглядами революционных демократов на общество с их материализмом, который не был и не мог быть до конца научно-последовательным и революционным. Но значение ленинских оценок революционных демократов как предшественников большевиков в России тем выше, что оценки эти связаны с выражением чувства величайшей национальной гордости за то, что Россия стала родиной самого передового, указывающего путь миру революционного движения, возглавленного большевиками, и первая опрокинула капитализм. Как же высоко должны расценивать мы деятельность наших предшественников в свете той великой роли, которую наша советская родина играет сегодня во всем мире! Самые передовые для своего времени революционно- демократические взгляды Белинского обусловили необыкновенную широту его интересов, революционный полет мысли и в каждой области, за какую бы он ни брался, нашли свое прогрессивное выражение. Белинский, революционный демократ и великий русский патриот, является одним из корифеев русской материалистической философии, на голову превосходящим современных ему мыслителей. Он создатель материалистической эстетики, превзошедшей буквально все, что было создано в этой области до эстетической теории Маркса — Энгельса — Ленина. Он наложил печать своих воззрений на все развитие русской литературы, и, можно сказать, она во многом обязана ему своим всемирно-историческим значением, о котором с гордостью говорил Ленин. Таково историческое значение Белинского. 1 М. Горький, История русской литературы, Гослитиздат, 1939, стр. 178. 2 В. И. Ленин, Сочинения, т. 31, стр. 9.
| |
Просмотров: 685 | | |
Всего комментариев: 0 | |