Главная » Статьи » Литература, литературоведение » Критика, публицистика, история литературы |
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2204 1201 0698 2552
Или через QIWI-кошелёк https://qiwi.com/n/POMOGUPORTALU
Благодарю за вклад!
Великие мистики в реалиях: Новалис
![]() Барон Георг Филипп Фридрих фон Харденберг (Georg Philipp Friedrich Freiherr von Hardenberg) подписывал свои произведения именем "Новалис". Предки поэта, жившие в XII столетии в Нижней Саксонии именовались господами фон Роде, что на официальную в те времена латынь переводилось как "де Новали". В самом же имени Novalis нет ничего мистического: оно означает "новину" или "целину", расчищенную для пахоты землю. Сам Харденберг полагал, что Новалис — это "возделывающий новину" — и произносил свое имя, вопреки установившемуся впоследствии обыкновению, с ударением на первом слоге — Нóвалис. А его мать Аугуста Бернхардина, урожденная Бельциг (Bölzig) и друг Людвиг Тик (Ludwig Tieck) предпочитали ударение на последнем слоге. Оба варианта ударения допускаются латинской формой имени. Фридрих фон Харденберг родился 2 мая 1772 года в родовом имении Видерштедт. Замок Обервидерштедт — Schloss Oberwiederstep - в XVIII веке достался прадеду поэта после секуляризации церковных владений. Раньше на его месте располагался женский монастырь. Фридрих был вторым из одиннадцати детей. Он рос болезненным ребенком, отстававшим в развитии от сверстников. Биографы Новалиса называют абсолютно не мистическую причину, которая преобразила его дух — это произошло после поноса в тяжелой форме. Подобно многим мистическим натурам, ребенок пережил физический катарсис. В 12-летнем возрасте мальчик уже владел так называемыми "мертвыми" языками — латынью и древнегреческим, изучал французский, итальянский и английский языки. Его эрудиция и широта интересов были под стать таким его землякам, как Гете или Лейбниц. "Учебные выписки или конспекты Новалиса, образуя целые тома в собраниях его сочинений, быстро и непринужденно перерастают в оригинальные исследования, охватывая не только гуманитарные, но и естественные и даже точные науки, — пишет русский биограф и переводчик Новалиса В.Б. Микушевич. — Среди фрагментов Новалиса накапливаются посвященные физике, медицине, математике. Дар предвосхищения сопутствует Новалису и в науке". Будущий поэт до 14 лет воспитывался в атмосфере протестантского благочестия, называемого пиетизмом, усугубленного принципами гернгутеров (названных так от поместья графа Цинцендорфа, который покровительствовал этой евангелической братской общине лютеранской секты). Затем это найдет отражение в самом зрелом его поэтическом произведении — в "Духовных песнях" (Geistliche Lieder). Потом до 15 лет отрок проживал в доме своего дяди Фридриха Вильгельма фон Харденберга — старшего брата отца. Несмотря на средневековое рыцарское звание дяди, который являлся господином и комтуром немецкого ордена, он ведет вполне светский образ жизни в стиле двора французских Людовиков. Новалису нравится такая жизнь — контраст утонченных забав и гернгутеровской строгой морали. Наряду с рассеянным времяпрепровождением, Новалис знакомится с плодами французского просвещения — учением энциклопедистов и франкмасонством. Новалис пытается создать собственную Энциклопедию, в которой не в пример французам, старавшимся описать как можно больше разных предметов с рационалистической точки зрения, стремится представить разные воззрения. В 1790 году Новалис переезжает в Йену, где в университете изучал юридические науки. Свое юридическое образование он завершит в 1794 году в Виттенберге. В зимнем семестре 1790-91 году особый курс по истории европейских государств и отдельную лекцию по крестовым походам читал Фридрих Шиллер. Под влиянием Шиллера Новалис начинает мыслить исторически. В октябре 1791 года Новалис продолжает свое обучение уже в Лейпциге. Не оставляя юриспруденции, он посещает лекции по математике и естественным наукам. Как всегда, по поводу каждой из дисциплин Новалис высказывает оригинальные суждения, в особенности в области истории и философии. В это время возникает дружба с такой многогранной личностью, как Фридрих Шлегель (Friedrich von Schlegel). Именно этот ровесник Новалиса вовлек его в немецкую культуру, открыв ему "глубокие, пленительные тайны". Так Новалис оказался не только в кружке йенских романтиков, но и вкусил запретный плод, поскольку был посвящен в некие таинства, связанные с грехопадением. 17 марта 1794 года в доме ротмистра Йоханна фон Рокентина Новалис познакомился с его падчерицей Софи фон Кюн (Sophie von Kühn), и по его собственному признанию, четверть часа определили всю его жизнь. 15 марта 1795 года Новалис обручился с 13-летней отроковицей. Сохранилось мало сведений о ней. Некоторые современники упоминали завораживающий взор ее темных глаз. Известно также, что в судьбе девушки, страдающей от тяжелой легочной болезни, принимал участие Гете. Отец Новалиса, недовольный решением сына вступить в брак, вскоре под воздействием женских чар Софи дает свое согласие. "Вечная дева не что иное, как вечное, женственное дитя… девушка, переставшая быть истинным ребенком, — больше не Дева", — восхищался детским в ней Новалис. Крупнейший исследователь Новалиса Ганс-Иоахим Мэль (Hans-Joachim Mähl) отметил, что мифический образ ребенка выступает в его творчестве, соединяя все мысли и чаяния поэта. Вероятно, так и следует понимать отзыв Новалиса о Софи: "Она ничем не хочет быть — Она есть нечто". Новалиса удручают маленькие ссоры и приступы ревности маленькой Софи. Он даже подумывает о расторжении помолвки, что проскальзывает в письме к любимому брату Эразму от 17 ноября 1795 года. Первоначальное чувство вернулось, когда Софи заболела и, несмотря на хирургическое вмешательство, умерла 19 марта 1797 года — через два дня после своего пятнадцатилетия. После похорон Софи Новалис записал в своем дневнике: "У могилы мне пришла в голову мысль, что моею смертью я явлю человечеству пример верности до смерти. Я как бы сделаю возможной такую любовь". После смерти возлюбленной Новалис постигает, что ее имя — Премудрость Божия. А София неразлучна с воскресшим Христом. Вот только для поэта тут скрывалась тайна или колебание: Христос ли ведет к нему Софию или София ведет Христа. Так в жизнелюбивой, как тогда говорили витальной, натуре Новалиса забрезжила тема смерти — "всех загадок разрешенье". Интересно, после ухода из жизни Софи естественно-научные интересы берут в нем верх над поэтическими исканиями. Осенью 1797 года он поступает в Горную академию во Фрайберге (Саксония). На последние годы жизни Новалиса падает отсвет мистики. Как отмечает В.Б. Микушевич, в его фрайбергских работах присутствует "мистический пафос, в котором угадывается не только приятие, но и преодоление смерти; некоторые фрагменты Новалиса могли бы быть подхвачены Н. Ф. Федоровым, сто лет спустя рассматривавшим воскрешение мертвых как научно-техническую задачу". Фридрих фон Харденберг скончался 25 марта 1801 года в Вейсенфельсе от кровоизлияния вследствие "туберкулеза". Вероятно, он заразился во время ухода за Фридрихом Шиллером. Уже начиная с августа 1800 года он страдал от неизлечимой формы легочной болезни, которая сделала невозможным его труд по специальности. Новые исследования однако рассматривают в качестве истинной причины смерти 28-летнего молодого человека — наследственное заболевание муковисцидоз (кистозный фиброз). Этот вывод подкрепляет тот факт, что с раннего детства Новалиса мучили легочные заболевания и его состояние характеризовалось общей астенией. | |
Просмотров: 1252 | | |
Всего комментариев: 0 | |