Барбара Грин "Велимир Хлебников: застенчивый пророк"
(продолжение) Юноша по фамилии Хлебников, нарекший себя Велимиром,
завсегдатаям башни показался очень уж застенчивым. Он сидел за общим столом,
краснел, мялся, запинался и целыми вечерами пребывал в полном молчании, лишь
иногда вступая в разговоры. Освоившись, мог рассказать что-нибудь занятное –
например, о месте, где он родился: в степях Калмыкии, в окружении кочевников,
рядом с буддистским монастырем. Его отец был тогда попечителем Малодербетовского
улуса – и вот вообразите: яркие флаги дацана... скрип молитвенных барабанов...
ястребы, в воздухе очень много ястребов... чувствуешь себя крохотной гласной в
бесконечном крике неба. Рассказы были любопытными. Самое же поразительное
случилось, когда этот тихий юноша стал читать свои стихи – краснея, еле шевеля
бледными губами, но все-таки решительно. Такого в башне еще не слышали. Это был
и не символизм, и не классицизм, и не «прекрасная ясность», в них не
чувствовалось никакого подражательства – они были извилистыми, образными и очень
странными. Кто-то назвал их «гениально сумасшедшими», кто-то непонимающе дергал
головой, хозяин вкрадчиво советовал работать с метафорой, оттачивать интонацию –
но Велимир упрямо гнул свое: он мог быть стеснительным и робким, но вот про свои
стихи понимал куда больше, чем какой-нибудь Маковский, Иванов или даже Брюсов.
Поэзия, эта чудесная языковая игра, овладела им полностью – и ничье мнение ему
уже не было нужно... продолжение следует... Источник.
|