Главная » Статьи » История » Римский мир

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.

Или можете напрямую пополнить карту 2204 1201 0698 2552
Или через QIWI-кошелёк https://qiwi.com/n/POMOGUPORTALU
Благодарю за вклад!
Пошли в баню эти древние римляне...
Американские археологи, исследуя предметы, найденные в канализации римских общественных бань, установили, что эти заведения были не только местами, где римляне мылись. Там и обедали, и играли в азартные игры, и проходили медосмотр, и даже занимались рукоделием. При банях были библиотеки, а также то, что сейчас назвали бы "фитнес-центрами".
Люди издавна лечились горячими парами термальных источников на морском побережье у Флегрейских полей, неподалеку от Везувия. В начале I века до нашей эры богатый и предприимчивый римлянин, Гай Сергий Ората, соорудил первое искусственное термальное сооружение. Люди остаются верны себе на протяжении веков. Что общего у современного человека, который пошел помыться в баню, и древним римлянином в термах?
Лишенные покровов, они предстают во всей своей наготе, но с перстнями на пальцах и серьгами в ушах. Как это происходит и доныне, вещи имеют свойство в банях смываться. Не унывайте при потере дорогих вашему сердцу вещей — в будущем их обязательно отыщут вездесущие археологи. И, быть может, ваши безделушки украсят какой-нибудь музей.
Докторант в области археологии Алиса Уитмор (Alissa Whitmore) из Университета Айовы изучила артефакты, найденные в канализации balnea (небольших общественных бань), то есть "терм" в миниатюре. Вид обнаженного тела всегда коробил римлян, к этому их не смогли приохотить даже покоренные ими учителя-греки. Отец не мылся вместе со взрослым сыном, тесть с зятем. Состоятельные люди обзаводились собственной баней в поместье, а иногда и в городском особняке.
Зато остальной люд валом валил попариться и пропотеть в помещениях с сухим горячим воздухом (их так и называли "потелками" — sudarium или laconicum) в общественные бани. Учитывая, что плату за вход взимали небольшую — один квадрант. Для сравнения: квадрант равняется четверти асса, а на полтора асса можно было купить флягу вина и небольшую буханку хлеба. Однако нужно было платить хозяину за дополнительные услуги. Если посетитель являлся в баню без собственной прислуги, то за скромную плату рабы стерегли его одежду, массировали, натирали оливковым маслом.
Общественные бани появились в Риме уже в III веке до нашей эры, к концу I века до нашей эры их насчитывалось в Риме до 170. Одни из них принадлежали городу, другие — частным лицам. Общественные бани были даже в самых захолустных уголках империи. Не только в городах, но даже в селениях. Плиний Младший (61-113 или 115 год) писал, что под Лаврентом, в деревне, соседней с его усадьбой, было три бани. В одном из писем этот древнеримский сенатор и писатель сообщал: "Когда внезапно приедешь, задержишься ненадолго и увидишь, что свою баню топить не стоит" (epist. II.17.26).
В той же эпистоле он описывает баню: "Просторный фригидарий (буквально: frigidus - "охладитель", бассейн с холодной водой. — Ред.) с двумя бассейнами, которые, круглясь, словно выступают из противоположных стен. Если принять во внимание, что море рядом, то они даже слишком вместительны. Рядом комната для натирания, гипокауст, рядом пропнигий; затем две комнатки, отделанные скорее со вкусом, чем роскошные. Тут же чудесный бассейн с горячей водой, плавая в котором видишь море" (epist. II.17.11). Правда, историки считают, что в Древнем Риме почти никто не умел плавать в отличие от эллинов, которые подобных неумех считали неполноценными.
И еще. Женские бани были, как правило, отделены от мужских, но время от времени римским императорам вновь и вновь приходилось издавать запретительные постановления о совместном мытье. Если Адриан и Марк Аврелий запрещали, то Гелиогабал не только разрешил, но и сам "всегда мылся вместе с женщинами". Александр Север вновь наложил вето на смешанные бани. Проанализированные Уитмор находки из военных бань римских гарнизонов, где найдены дамские вещички, подтверждают слова античных моралистов о падении нравов.
Римляне строили бани всюду, где они селились или надолго останавливались. Их развалины найдены по всей Центральной Европе, по Рейну, Некару и Дунаю, но наилучшее представление дают хорошо сохранившиеся руины бань в Помпеях. Алиса Уитмор изучила находки из 11 общественных и военных бань в Италии, Португалии, Швейцарии, Германии и Великобритании, которые датированы с I по IV века. Как сообщает интернет-сайт LiveScience, в основном это предметы, так или иначе связанные с купанием: флаконы для духов и оливкового масла, специальные щипчики для удаления волос (мода императорского времени требовала, чтобы волос под мышками не было. Вспомните Овидия и его "Науку любви": "И ни один не глядит волос из полой ноздри; Пусть из чистого рта не пахнет несвежестью тяжкой; И из подмышек твоих стадный не дышит козел"), пинцеты и другие предметы гигиены.
В древнеримских банях оказывались также медицинские услуги, так в одном из стоков нашли скальпель. В том числе, занимались стоматологией. В Керлеоне (Caerleon), что теперь находится в Уэльсе, археологи обнаружили три зуба, принадлежащих подросткам и два — взрослым людям. Еще одним источником дохода для содержателя общественных бань было превращение места помывки в харчевню. Колбасники или пирожники либо приобретали право торговать своим товаром в его заведении, либо он сам покупал у них съестное и вино, чтобы продавать его с некоторой наценкой.
Судя по историческим источникам, есть и пить в банях было установлено обычаем, а за определенный комфорт приходилось доплачивать. Археологические находки лишь подтверждают подобную точку зрения. Так, в уже упоминавшемся Керлеоне гости поедали дары моря: мидий, моллюсков и ракообразных, а в Силчестере (Silchester) на юге Англии в бане обнаружены следы мака. Горы костей свидетельствуют, что в термах подавали говядину, баранину, козлятину, свинину, дичь и оленину. Уитмор заметила, если в античных источниках упоминается пища, которую едят руками и сладости, то про мясо никакой речи нет. Последнее вызвало неподдельный интерес у историков.
Найденные археологами игральные кости и монеты свидетельствуют о том, что в банях процветали азартные игры, а костяные или бронзовые иглы, остатки веретен, что женщины занимались здесь рукоделием. Однако в термах предлагали не только телесные, но и духовные радости. В некоторых из них были оборудованы библиотеки, так сказать "интернет-кафе" древнеримских фитнес-центров.
Категория: Римский мир | Добавил: Damir (20.01.2013)
Просмотров: 1186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar