Главная » Статьи » История » Римский мир |
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.
Или можете напрямую пополнить карту 2204 1201 0698 2552
Или через QIWI-кошелёк https://qiwi.com/n/POMOGUPORTALU
Благодарю за вклад!
Пошли в баню эти древние римляне...
![]() Люди издавна лечились горячими парами термальных источников на морском побережье у Флегрейских полей, неподалеку от Везувия. В начале I века до нашей эры богатый и предприимчивый римлянин, Гай Сергий Ората, соорудил первое искусственное термальное сооружение. Люди остаются верны себе на протяжении веков. Что общего у современного человека, который пошел помыться в баню, и древним римлянином в термах? Лишенные покровов, они предстают во всей своей наготе, но с перстнями на пальцах и серьгами в ушах. Как это происходит и доныне, вещи имеют свойство в банях смываться. Не унывайте при потере дорогих вашему сердцу вещей — в будущем их обязательно отыщут вездесущие археологи. И, быть может, ваши безделушки украсят какой-нибудь музей. Докторант в области археологии Алиса Уитмор (Alissa Whitmore) из Университета Айовы изучила артефакты, найденные в канализации balnea (небольших общественных бань), то есть "терм" в миниатюре. Вид обнаженного тела всегда коробил римлян, к этому их не смогли приохотить даже покоренные ими учителя-греки. Отец не мылся вместе со взрослым сыном, тесть с зятем. Состоятельные люди обзаводились собственной баней в поместье, а иногда и в городском особняке. Зато остальной люд валом валил попариться и пропотеть в помещениях с сухим горячим воздухом (их так и называли "потелками" — sudarium или laconicum) в общественные бани. Учитывая, что плату за вход взимали небольшую — один квадрант. Для сравнения: квадрант равняется четверти асса, а на полтора асса можно было купить флягу вина и небольшую буханку хлеба. Однако нужно было платить хозяину за дополнительные услуги. Если посетитель являлся в баню без собственной прислуги, то за скромную плату рабы стерегли его одежду, массировали, натирали оливковым маслом. Общественные бани появились в Риме уже в III веке до нашей эры, к концу I века до нашей эры их насчитывалось в Риме до 170. Одни из них принадлежали городу, другие — частным лицам. Общественные бани были даже в самых захолустных уголках империи. Не только в городах, но даже в селениях. Плиний Младший (61-113 или 115 год) писал, что под Лаврентом, в деревне, соседней с его усадьбой, было три бани. В одном из писем этот древнеримский сенатор и писатель сообщал: "Когда внезапно приедешь, задержишься ненадолго и увидишь, что свою баню топить не стоит" (epist. II.17.26). В той же эпистоле он описывает баню: "Просторный фригидарий (буквально: frigidus - "охладитель", бассейн с холодной водой. — Ред.) с двумя бассейнами, которые, круглясь, словно выступают из противоположных стен. Если принять во внимание, что море рядом, то они даже слишком вместительны. Рядом комната для натирания, гипокауст, рядом пропнигий; затем две комнатки, отделанные скорее со вкусом, чем роскошные. Тут же чудесный бассейн с горячей водой, плавая в котором видишь море" (epist. II.17.11). Правда, историки считают, что в Древнем Риме почти никто не умел плавать в отличие от эллинов, которые подобных неумех считали неполноценными. ![]() Римляне строили бани всюду, где они селились или надолго останавливались. Их развалины найдены по всей Центральной Европе, по Рейну, Некару и Дунаю, но наилучшее представление дают хорошо сохранившиеся руины бань в Помпеях. Алиса Уитмор изучила находки из 11 общественных и военных бань в Италии, Португалии, Швейцарии, Германии и Великобритании, которые датированы с I по IV века. Как сообщает интернет-сайт LiveScience, в основном это предметы, так или иначе связанные с купанием: флаконы для духов и оливкового масла, специальные щипчики для удаления волос (мода императорского времени требовала, чтобы волос под мышками не было. Вспомните Овидия и его "Науку любви": "И ни один не глядит волос из полой ноздри; Пусть из чистого рта не пахнет несвежестью тяжкой; И из подмышек твоих стадный не дышит козел"), пинцеты и другие предметы гигиены. В древнеримских банях оказывались также медицинские услуги, так в одном из стоков нашли скальпель. В том числе, занимались стоматологией. В Керлеоне (Caerleon), что теперь находится в Уэльсе, археологи обнаружили три зуба, принадлежащих подросткам и два — взрослым людям. Еще одним источником дохода для содержателя общественных бань было превращение места помывки в харчевню. Колбасники или пирожники либо приобретали право торговать своим товаром в его заведении, либо он сам покупал у них съестное и вино, чтобы продавать его с некоторой наценкой. Судя по историческим источникам, есть и пить в банях было установлено обычаем, а за определенный комфорт приходилось доплачивать. Археологические находки лишь подтверждают подобную точку зрения. Так, в уже упоминавшемся Керлеоне гости поедали дары моря: мидий, моллюсков и ракообразных, а в Силчестере (Silchester) на юге Англии в бане обнаружены следы мака. Горы костей свидетельствуют, что в термах подавали говядину, баранину, козлятину, свинину, дичь и оленину. Уитмор заметила, если в античных источниках упоминается пища, которую едят руками и сладости, то про мясо никакой речи нет. Последнее вызвало неподдельный интерес у историков. Найденные археологами игральные кости и монеты свидетельствуют о том, что в банях процветали азартные игры, а костяные или бронзовые иглы, остатки веретен, что женщины занимались здесь рукоделием. Однако в термах предлагали не только телесные, но и духовные радости. В некоторых из них были оборудованы библиотеки, так сказать "интернет-кафе" древнеримских фитнес-центров.
| |
Просмотров: 1186 | |
Всего комментариев: 0 | |