Главная » Статьи » История » Римский мир

В категории материалов: 17
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
На знаменитой триумфальной арке императора Тита в Риме недавно, благодаря новейшим технологиям, были обнаружены следы желтой краски, которая издалека казалась золотой. Это означает лишь одно — античные строения покрывались краской и были полихромными. Цветистых украшений их лишило не столько безжалостное время, сколько бездарные реставраторы.
Римский Форум — особенно во второй половине республиканского периода — был центром гражданской жизни Вечного Города.
Римский мир | Просмотров: 1251 | Добавил: Damir | Дата: 20.01.2013 | Комментарии (0)

Итальянские искусствоведы полагают, что мода на изображение орхидей на произведениях искусства и в декоре помещений появилась куда раньше эпохи Ренессанса, как было принято считать. Проанализировав множество орнаментов эпохи имперского Рима, ученые выяснили, что этот цветок был весьма популярным среди античных художников, скульпторов и их клиентов.
Китайская пословица гласит: "Когда ты сердишься — рисуй бамбук, когда счастлив — орхидеи". Вот и древние римляне, хоть китайской грамоте обучены и не были, тоже обожали изображать орхидеи. 
Римский мир | Просмотров: 1009 | Добавил: Damir | Дата: 20.01.2013 | Комментарии (0)

Американские археологи, исследуя предметы, найденные в канализации римских общественных бань, установили, что эти заведения были не только местами, где римляне мылись. Там и обедали, и играли в азартные игры, и проходили медосмотр, и даже занимались рукоделием. При банях были библиотеки, а также то, что сейчас назвали бы "фитнес-центрами".
Люди издавна лечились горячими парами термальных источников на морском побережье у Флегрейских полей, неподалеку от Везувия. В начале I века до нашей эры богатый и предприимчивый римлянин, Гай Сергий Ората, соорудил первое искусственное термальное сооружение.
Римский мир | Просмотров: 1161 | Добавил: Damir | Дата: 20.01.2013 | Комментарии (0)

Вестник древней истории, № 4, 1949 г.
[42] — начало страницы.
Постраничная нумерация сносок заменена сквозной.
Бокщанин Г.А.
Битва при Каррах
(Война Марка Лициния Красса с Парфией в 54—53 гг. до н. э.)
В своем ответе на письмо полковника Разина товарищ Сталин указал на один из важнейших военно-теоретических вопросов — вопрос о взаимоотношении оборонительных и наступательных действий — на возможность перехода обороняющегося в решительное контрнаступление, с последующим разгромом наступавшей армии. «Я говорю о контрнаступлении после успешного наступления противника, не давшего, однако, решающих результатов, в течение которого обороняющийся собирает силы, переходит в контрнаступление и наносит противнику решительное поражение», — пишет товарищ Сталин. Далее он указывает на характерный исторический пример подобного контрнаступления. «...Еще старые парфяне знали о таком контрнаступлении, когда они завлекли римского полководца Красса и его войско в глубь своей страны, а потом ударили в контрнаступление и загубили их...»1) Целью настоящего очерка является подробный разбор событий из военной истории древности, упоминаемых товарищем Сталиным, в свете новейших исследований советской исторической науки.
В вышедших за последние годы советских общих курсах истории Рима2) о них, по вполне понятным причинам, даются лишь самые общие сведения.
Римский мир | Просмотров: 3541 | Добавил: shamardanov | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (0)

Бауэрсок Г.
Римская империя в постимпериалистической перспективе
Резюме статьи
Вестник древней истории, 1997, № 4, стр. 92-93.
Автор рассматривает отношения между имперской властью и местными культурами и дает общую характеристику Римской империи в духе нового подхода, складывающегося под влиянием крушения современных колониальных империй и возрождения местных культур в постимпериалистическом мире конца XX века. В последние четыре столетия историки приписывали Риму цивилизаторскую миссию и нередко рассматривали историю Римской империи в свете романизации ее провинций. Однако уже Горацию было известно, что политическое и культурное господство не обязательно совпадают и что имперская власть не только не способна уничтожить местную культуру, но и сама рискует подвергнуться трансформации под ее воздействием.
Римский мир | Просмотров: 888 | Добавил: shamardanov | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (0)

А.А.Нейхардт
Легенды и сказания древнего Рима
Боги. Древние италийские божества
Юнона
Божественная супруга Юпитера царица неба Юнона, так же как и он, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы, почиталась, кроме того, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия. Культом Юпитера ведал жрец - фламин, а культом Юноны - жена фламина (фламиника). Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта в честь Юноны так называемые матроналии. С венками в руках они шествовали к храму Юноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие и рабыни. Большим авторитетом пользовалась Юнона как подательница разумных советов. К ней обращались в трудные минуты не только простые люди, но и государственные деятели. На Капитолийском холме был воздвигнут храм Юноны Монеты (убеждающей).
Римский мир | Просмотров: 781 | Добавил: shamardanov | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (0)

А.А.Нейхардт
Легенды и сказания древнего Рима
Боги. Древние италийские божества
Марс
Яростный и неукротимый бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основателя города Рима - Ромула (Ромул со своим братом-близнецом Ремом, согласно преданию, были сыновьями Марса). Благодаря покровительству могучего бога войны римляне одерживали победы над соседними племенами, а затем и другими народами. У Марса были два прозвища - Марс Шествующий в бой (Градивус) и Марс Копьеносный (Квиринус). После смерти Ромула и его обожествления появился бог Квирин, в которого обратился Ромул, став таким образом двойником Марса.
Троице богов - покровителей воинской доблести и охранителей римского государства - Юпитеру, Марсу и Квирину посвящались специальные жертвоприношения, к ним взывали о победе в сражениях. Именем Марса был назван третий месяц года (март), и в первые его числа проводились конные состязания, поскольку кони - верная опора воина в бою, были посвящены богу Марсу.
Римский мир | Просмотров: 785 | Добавил: shamardanov | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (0)

А.А.Нейхардт
Легенды и сказания древнего Рима
Боги. Древние италийские божества
Янус
Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное - владыки всех начал и начинаний во времени. Под его покровительством находились все входы и выходы, будь то двери частного дома, храма богов или ворота городских стен. Именем Януса, призываемого жрецами, начинался каждый день; первый месяц года и первый день года также назывались его именем[*] и праздновались в его честь. Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы не омрачить ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, мог ниспослать дурной год для всех. В этот знаменательный день жрецы приносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и возносили молитвы о благополучии римского государства.
Римский мир | Просмотров: 980 | Добавил: shamardanov | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (0)

А.А.Нейхардт
Легенды и сказания древнего Рима
Боги. Древние италийские божества
Юпитер
Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов.
Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появлением орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее. Жрецы грозного бога - понтифики совершали особо торжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и, таким образом, осквернить священное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертву двухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу и богатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут грандиозный храм, куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями и соревнованиями атлетов. 
Римский мир | Просмотров: 811 | Добавил: shamardanov | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (0)

Наджафова И. М. (Московский университет)
К проблеме исследования римской Аквилеи I в. н. э.
Межвузовский сборник научных статей «Античность Европы».
Пермский ун-т, 1992. С. 50—56.
Римский мир | Просмотров: 3708 | Добавил: shamardanov | Дата: 26.05.2012 | Комментарии (0)

1-10 11-17